Статьи

22-12-2023

Тормозная жидкость


Тормозная жидкость в автомобиле - важная составляющая тормозной системы, которая обеспечивает безопасность и эффективность торможения. 

Тормозная жидкость — это специальная жидкость, которая передает давление с тормозного педали на колодки и суппорты тормозной системы. Она является несжимаемой и имеет высокую температурную стабильность, что позволяет ей эффективно передавать давление без потери силы.

Основным компонентом тормозной жидкости является гликолевый эфир или полигликолевый эфир. Он обладает низкой вязкостью при низких температурах и высокой температурной стабильностью. Это позволяет тормозной жидкости сохранять работоспособность как при экстремально низких, так и высоких температурах. 

Один из важных параметров тормозной жидкости - её температурный индекс вязкости. Чем выше этот показатель, тем лучше жидкость сохраняет свою вязкость при повышенных температурах. Высокий температурный индекс вязкости особенно важен для автомобилей с высокой загрузкой тормозной системы или для использования в горячих климатических условиях.

Тормозная жидкость также содержит добавки, которые предотвращают коррозию и появление ржавчины внутри тормозной системы. Кроме того, они улучшают стабильность тормозной жидкости и уменьшают ее воздействие на резиновые уплотнения, предотвращая их вздутие. Это особенно важно, так как воздух в тормозной системе может привести к потере давления и ухудшению эффективности тормозов.

Периодическая проверка и обслуживание тормозной жидкости обязательны для обеспечения её надлежащей работоспособности. Основной показатель, который следует контролировать — это её кипящая точка. При превышении этой точки тормозная жидкость может начать кипеть и образовывать пары, что приведет к потере эффективности тормозной системы. Рекомендуется менять тормозную жидкость каждые 1-2 года или в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля.

Принцип действия


Нажимая на педаль тормоза, водитель приводит в действие поршень главного тормозного цилиндра. Поршень давит на тормозную жидкость, которой заполнены контуры тормозной системы. Благодаря несжимаемости, жидкость приводит в действие исполнительные тормозные механизмы: поршни выдвигаются из суппортов и надавливают на тормозные колодки, а те, в свою очередь, прижимаются к тормозным дискам или барабанам. Трение между колодками и дисками замедляет машину. Как только водитель отпускает педаль, давление в тормозной системе пропадает - колодки перестают соприкасаться с дисками или барабанами. При торможении тормозные механизмы сильно нагреваются, а вместе с ними греется и тормозная жидкость. Если жидкость начнёт кипеть, то она утратит свойство несжимаемости и не сможет передавать необходимое для замедления тормозное усилие.

Классы тормозной жидкости


DOT - сокращение от Department of Transportation. Это американский Департамент транспорта, разработав¬ший в своё время стандарты для тормозной жидкости, которыми пользуется весь мир. Смысл и информацию о жидкости несёт следующая за аббре¬виатурой DOT цифра, обозначающая класс тормозной жидкости. 
Существует несколько типов тормозной жидкости, которые различаются по химическому составу и своими характеристиками:
Жидкости DOT-1 и DOT-2 сегодня практически уже не используются.

1. DOT 3: Этот тип тормозной жидкости, созданный по спецификациям Департамента транспорта США (DOT), является наиболее распространённым для обычных автомобилей. Он имеет среднюю температурную стабильность и высокую вязкость при нормальных условиях работы. Тормозная жидкость на основе гликоля, сравнительно агрессивная по отношению к лакокрасочным покрытиям и резиновым изделиям, обладающая высоким уровнем гигроскопичности, с температурой закипания 205 градусов по Цельсию (при условии, что в нее не попала влага);

2. DOT 4: Этот тип тормозной жидкости имеет более высокую точку кипения, что делает его идеальным для автомобилей с более высоким уровнем тормозных нагрузок, таких как спортивные автомобили или автомобили с большим весом. Он также обладает лучшим сопротивлением кипения и коррозии, чем DOT 3. К этой категории относятся тормозные жидкости на гликолевой основе, которые разъедают краску, но не оказывают негативного воздействия на резиновые изделия; они обладают меньшей гигроскопичностью по сравнению с продуктами DOT-3 и закипают при температуре 230 градусов по Цельсию (при условии, что они не впитали воду);

3. DOT 5: Этот тип тормозной жидкости основан на силиконовой основе и обладает высокой температурной стабильностью. DOT 5 не смешивается с другими типами тормозной жидкости, поэтому требует полной замены системы тормозов автомобиля при переходе на этот тип. Он используется преимущественно в специализированных транспортных средствах или в автомобилях, которые могут подвергаться экстремальным температурам. Более современная разновидность тормозной жидкости, в которой в качестве основы используется силикон с пакетом присадок, благодаря чему она практически не поглощает воду, безопасна для лакокрасочных покрытий и резиновых деталей, закипает при температуре 250 градусов по Цельсию;

4. DOT 5.1: Этот тип тормозной жидкости является смесью гликолей и эфиров и имеет высокую температурную стабильность как DOT 5, но имеет совместимость с другими типами тормозных жидкостей, что позволяет смешивать и использовать его вместе с DOT 3 и DOT 4. Тормозная жидкость на гликолевой основе со сравнительно высоким уровнем гигроскопичности, агрессивная по отношению к лакокрасочным покрытиям, но безопасная для резиновых деталей, закипающая при температуре 275 градусов по Цельсию (при условии, что она не впитала воду). Хорошо подходит для автомобилей с небольшим пробегом, эксплуатируемых с условиях повышенной влажности.

Так как тормозные жидкости DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 изготавливаются на гликолевой основе, их, в принципе, можно смешивать. Однако разные производители могут использовать различные пакеты присадок, поэтому, по мнению специалистов, допускается совмещение продуктов, созданных одним производителем. 
Выбор типа тормозной жидкости зависит от конкретных требований автомобиля, производителя и условий эксплуатации. Однако важно помнить, что для обеспечения безопасности и эффективности тормозной системы регулярная проверка и замена тормозной жидкости очень важны.

Критерии выбора тормозной жидкости


При выборе тормозной жидкости необходимо руководствоваться следующими параметрами:
Рекомендациями компании-производителя;
Пробегом, состоянием тормозной системы;
Типом, массой, мощностными характеристиками автомобиля.


Чтобы обеспечить надёжную работу тормозов в любых дорожных и погодных условиях, тормозная жидкость должна удовлетворять специфическим требованиям.

1. Высокая температура кипения. В процессе торможения жидкость в цилиндрах разогревается до высоких температур. Если точка кипения будет достигнута, образуются пробки пара, которые снижают передаваемое на колеса усилие. При этом педаль начинает проваливаться, а эффективность торможения резко падает.
2. Стабильная вязкость на протяжении всего срока эксплуатации. При увеличении вязкости затрудняется передача усилия и возрастает время срабатывания тормозов.
3. Нейтральность к материалам уплотнений. Разбухшие под воздействием агрессивных составов манжеты мешают движению поршней в цилиндрах, а при потере эластичности уплотнений нарушается герметичность всей системы и происходят утечки.
4. Высокие морозоустойчивые характеристики. ТЖ не должна изменять консистенцию даже в сильные морозы. Загустевшая при минусовых температурах жидкость плохо передает усилие, увеличивая время срабатывания тормозов. При полном замерзании блокируется вся тормозная система.
5. Смазывающие свойства. Они позволяют снизить износ рабочих поверхностей поршней и тормозных цилиндров.
6. Гигроскопичность. Тормозные жидкости в процессе эксплуатации способны вытягивать воду из воздуха через компенсационное отверстие в крышке бачка. У “мокрых” составов снижается температура кипения и уменьшаются смазывающие свойства.
  • Товары по теме
  • Жидкость тормозная LUXE DOT-4 (455 г) /646/

    Артикул: LUXE-Т-Тормозная

    Код: 000003579

    Жидкость тормозная LUXE Арктика DOT-4 (910 г) /642/

    Артикул: LUXE Арктика-642

    Код: 000445465

    Жидкость тормозная LUXE DOT-4 (910 г) /638/

    Артикул: LUXE-Т-Тормозная

    Код: 000014549

    Жидкость тормозная KAMAZ G-Profi Service Line Hydraulic Special (910 г) оригинал

    Артикул: KAMAZ G-Prof-2451500370

    Код: 001580896

  • Ссылки по теме
  • Тормозная жидкость
  • Файлы по теме
  • График зависимости температуры кипения ТЖ.jpg
    Другие статьи