Статьи

27-07-2022

Основные функции насоса ГУР и его неисправности



Основные функции насоса ГУР и его неисправности

Основные функции насоса ГУР и его неисправности

 

Усилитель руля — почти обязательный компонент современного автомобиля. Этот компонент не только повышает комфорт водителя и облегчает управление машиной, но без преувеличения является одной из тех систем, которая влияет на безопасность. О том, каково это влияние, как устроен и принцип работы гидравлический усилитель руля (ГУР) расскажем далее.

 

Как работает гидроусилитель руля

 

Гидроусилитель руля — часть рулевого управления; он, как ясно из его названия, увеличивает усилие, передаваемое с руля на поворотные механизмы управляемых колёс, и даёт два важных преимущества:

 

1) для управления автомобилем не нужна большая физическая сила, что особенно актуально для грузовиков и автобусов, для поворота колёс которых может не хватить сил даже у физически крепких людей. Более того, ГУР, освобождая водителя от более-менее тяжёлой физической работы, позволяет тому дольше сохранять внимание и работоспособность;

 

2) ГУР принимает на себя нагрузки от дорожных неровностей, воспринимаемые колёсами. Это значит, что при наезде на случайный камень или при попадании в колею руль не вырвет из рук водителя — а это уже вопрос безопасности.

 

Ещё ГУР позволяет уменьшить передаточное число рулевого управления — руль становится острее, для совершения манёвра требуется повернуть его на меньший угол. Это опять-таки не только облегчает работу водителя, но и делает вождение безопаснее, позволяя быстрее реагировать в экстренной ситуации.

 

Из чего состоит гидроусилитель:

бачок с запасом гидравлической жидкости;

насос;

управляющий золотник;

силовой гидроцилиндр;

регулятор давления.

Насос создаёт давление жидкости, золотник в зависимости от поворота руля направляет поток жидкости в тот или иной контур силового цилиндра, регулятор давления обеспечивает стабильное давление в системе вне зависимости от оборотов насоса. Положение золотника меняется в зависимости от поворота руля. Существуют разные способы преобразовать поворот рулевого вала в перемещение золотника, но это отдельная большая тема, и здесь мы не будем на ней останавливаться.

 

На практике гидроусилитель должен не просто увеличивать вращающий момент, но и выполнять при этом множество условий:

задержка между поворотом руля и срабатыванием системы должна быть минимальной;

поворот колеса должен пропорционально соответствовать повороту руля;

вращающий момент на колесе не должен быть слишком большим;

руль должен самостоятельно возвращаться в нейтральное положение;

усилитель должен гасить удары и толчки, которые передаются от колес на руль в результате проезда по неровному дорожному покрытию;

при поломке системы управляемость автомобиля должна полностью сохраняться.

 

И при всём этом система должна быть недорогой в производстве, долговечной и нетребовательной в эксплуатации. И если функциональность системы определяется её конструкцией, то долговечность и надёжность — во многом качеством изготовления компонентов.

 

При выходе из строя насоса гидроусилителя автомобиль сохранит управляемость, но осуществление поворота будет сильно затруднено, особенно на малой скорости. Ездить при неисправном насосе все же не рекомендуется.

 

Виды насосов

Гидронасос, может быть, следующих видов:

 

лопастной (пластинчатый);

шестеренчатый.

 

Самым распространенным является лопастной. Он отличается высоким КПД и износоустойчивостью. С другой стороны, шестеренный насос является более простым и надежным

 

Насос поддерживает циркуляцию жидкости и создаёт давление, которое приводит в действие силовой гидроцилиндр. Во вращение он приводится двигателем автомобиля через ремённую передачу. Существуют также электрогидравлические системы (ЭГУР), в которых насос вращается электромотором. Главное преимущество таких систем в том, что насос не работает непрерывно, а включается автоматически, когда в этом есть необходимость.

 

 

Устройство пластинчатого (лопастного) насоса ГУР:

пластины прижимаются к стенкам корпуса центробежной силой.

 

Устройство лопастного насоса гидроусилителя.

Конструктивно насос состоит из следующих элементов:
 

корпус;

ротор;

крышка;

статор;

игольчатый подшипник;

шкив;

сальник;

датчик повышения оборотов двигателя;

клапан управления потоком.

 

 

Как и к любому компоненту автомобиля, к насосу ГУР предъявляется комплекс требований:

поскольку насос всегда работает вместе с двигателем, его ресурс должен быть соответствующим;

износ механизма насоса не должен отражаться на его производительности;

продукты износа не должны мешать работе других механизмов;

при работе он не должен сильно шуметь;

устройство насоса и технология его изготовления должны быть удобными для массового производства.

 

Как понять, что система ГУР неисправна.

 

Неполадки в работе гидроусилителя явно отражаются на рулевом управлении: руль становится тяжёлым. Если это произошло, функционирование гидроусилителя серьёзно нарушено, однако многие неисправности ГУР проявляются раньше, чем тяжелеет «баранка». Наиболее частые симптомы таковы:

подтекание жидкости, в том числе через сальник насоса;

повышенный и необычный шум ГУР при работе, усиливающийся при повороте руля;

ослабление и проскальзывание ремня привода;

завоздушивание жидкости (появление пены в бачке ГУР).

 

На практике рулевой механизм с гидроусилителем — устройство очень надёжное и, как правило, не нуждающееся в сложном обслуживании. Даже при полном отказе ГУР автомобиль сохраняет управляемость и можно продолжать путь, хотя для поворота руля придётся прилагать большие усилия, особенно когда машина стоит на месте, движется с малой скоростью или по бездорожью.

 

Обслуживание гидроусилителя описывается в руководстве по эксплуатации автомобиля:

проверяйте уровень жидкости в бачке;

следите за герметичностью системы, подтекания незамедлительно устраняйте;

проверяйте натяжение приводного ремня, регулируйте его в соответствии с регламентом;

меняйте жидкость и фильтр в соответствии с указаниями завода-изготовителя, используйте только рекомендованные марки жидкостей.

 

Это общие для всех ГУР рекомендации, однако для конкретных моделей машин могут быть дополнительные специфические мероприятия — информацию о них ищите в руководстве по эксплуатации вашей машины.

 

Заключение

Насос является одним из важнейших элементов системы ГУР. Обычно насос служит на протяжении нескольких сотен тысяч километров. Главное – следить за креплением насоса, натяжением приводного ремня, а также за потенциальным появлением утечек.

  • Товары по теме
  • Насос ГУР в сб. Камаз

    Артикул: 4310-3407200-01

    Код: В00007538

    Насос ГУР КрАЗ, УРАЛ

    Артикул: 256Б-3407199-01

    Код: 000042813

    Насос ГУР (Автодизель) дв. ЯМЗ-5344 ЕВРО-4 (ZF 7683955178 / 7683955180)

    Артикул: 5344-3407010-10

    Код: 000068286

    Прокладка насоса ГУР Камаз

    Артикул: 740-3407032

    Код: 000011536

    Другие статьи