Статьи

01-12-2023

Сальник (манжета)


Сальник - это резинотехническое изделие (РТИ), предназначенное для уплотнения вращающихся соединений и защиты от проникновения в них грязи и пыли. 

Сальник (манжета)

Сальник - это резинотехническое изделие (РТИ), предназначенное для уплотнения вращающихся соединений и защиты от проникновения в них грязи и пыли. В большинстве случаев они работают в воздушной среде и контактируют с различными технологическими жидкостями: смазка, топливо, эмульсии или вода. Устанавливаются в узлы и механизмы различных агрегатов.

Данное резинотехническое изделие широко применяется в различных отраслях промышленности, таких как:

·         Нефтегазовая и горнодобывающая отрасль;

·         Автомобильная промышленность;

·         Приборостроение;

·         Авиастроение;

·         Фармацевтическая отрасль;

·         Агропромышленность;

·         Жилищно-коммунальная отрасль.

Сальники в автомобиле - это важные элементы, которые служат для предотвращения утечки жидкостей или газов, выполняют роль герметизации различных узлов, обеспечивая надёжность и долговечность работы автомобиля. Они используются во многих узлах автомобиля, включая двигатель, трансмиссию, задний мост, колёсные ступицы и тормозные механизмы. В каждом из этих узлов они выполняют аналогичные функции, обеспечивая герметичность и защиту от проникновения влаги, грязи или пыли. Благодаря сальникам системы автомобиля работают без сбоев и сохраняют свою работоспособность при различных внешних воздействиях.

Применение сальников в автомобильной промышленности

В автомобиле сальники устанавливаются на сопряжения следующих подвижных элементов:

·         Коленчатый вал двигателя. Детали устанавливаются для герметизации зазора сопряжения оси с передней и задней крышкой мотора и предотвращают утечку моторного масла.

·         Распределительный вал. Сальник предотвращает утечку моторного масла из ГРМ в месте крепления зубчатого колеса ременного привода;

·         Направляющие впускных и выпускных клапанов. Здесь сальники работают в тяжелых температурных условиях и предотвращают попадание масла в камеры сгорания.

·         Водяная помпа. Сальниковое уплотнение препятствует утечке антифриза через зазор между осью крыльчатки и корпусом насоса.

·         Насос гидроусилителя руля (ГУР). Уплотнение предотвращает протечку рабочей жидкости, находящейся под высоким давлением.

·         Коробка переключения передач (КПП). Сальники препятствуют утечке трансмиссионного масла через зазоры между валами и корпусом коробки передач, в местах подсоединения полуосей.

·         Редуктор заднего моста. Уплотнение устанавливается со стороны кардана.

·         Ступицы колёс. Сальниковые уплотнения предотвращают попадание пыли и грязи в подшипник и предотвращают утечку смазки.

·         Полуоси заднего моста. Здесь резиновое уплотнение устанавливается, чтобы предупредить утечку трансмиссионного масла из заднего моста.

·         Редуктор рулевого управления. Уплотнение ставится в районе выхода оси маятникового рычага и входа вала рулевого управления.

·         Стойки и амортизаторы. Уплотнение препятствует попаданию грязи в механизм и предотвращает утечку масла.

Сальники обычно изготавливаются из специальных материалов, которые обладают высокой стойкостью к физическим и химическим воздействиям. Такие материалы, как резина, силикон, полимеры и металлокерамика, обеспечивают надежность и эффективность работы сальников в течение длительного времени.

Сальник представляет собой сделанное из резины или эластичных полимеров кольцо с П-образным профилем. Правильнее называть такие детали манжетами. Профиль любого сальника состоит из трёх поверхностей:

·         Внутренняя поверхность - самая главная. Представляет собой рабочие кромки, которые плотно соприкасаются с поверхностью подвижных деталей, обеспечивая герметичность. Таких кромок может быть одна или несколько;

·         Наружная поверхность. Ею сальник контактирует с местом посадки в корпусе агрегата, герметизируя узел в этом месте. Она может быть как гладкой, так и рифлёной;

·         Торцевая поверхность - боковая часть сальника, которая непосредственно не является его герметизирующим элементом, но часто помогает сальнику надёжнее сидеть в механизме за счёт прижимающих её колец, скоб или иных удерживающих элементов. Обычно она плоская.

Функции

1.         Предотвращает потери масла, смазки или охлаждающей жидкости из корпуса механизма;

2.         Защищает рабочие жидкости и смазки от загрязнения извне;

3.         Защищает внутренние части механизма от попадания туда воды, пыли и грязи.

Основная функция сальников заключается в предотвращении проникновения внешних веществ в двигатель или другие системы автомобиля, а также в предотвращении выхода масла или других жидкостей наружу. Это особенно важно для поддержания нормальной работы двигателя и других узлов автомобиля, поскольку любая утечка может вызвать поломку или снижение эффективности работы системы.

Конструкции сальников

·         Бескаркасные;

·         С армирующим каркасом.

Бескаркасные или неармированные сальники конструктивно проще и представляют собой эластичное кольцо из резины или полимера, на внутренней поверхности которого отформованы рабочие кромки. Внутри располагается кольцо витой пружины, которая обеспечивает плотный прижим кромок сальника к поверхности.

Каркасные сальники - для повышения прочности и жёсткости они армированы, т.е. усилены профилем - внешним металлическим корпусом. Причём наружная поверхность такого сальника может быть выполнена как из металла, так и частично или полностью покрыта резиной (в этом случае она бывает гладкой либо рифлёной). Подобные сальники чаще используются в более нагруженных агрегатах, таких как двигатель или коробка передач.

Типы сальников

Сальниковое уплотнение состоит из следующих элементов: корпус, изготавливаемый преимущественно из металла; набивка - эластичный уплотнительный материал, который плотно прижимается коси, предотвращая утечку жидкости; пружинное кольцо, улучшающее прижатие уплотнения к подвижному валу.

Сальники подразделяются по типу конструкции и по условиям эксплуатации (месту установки уплотнения).

В зависимости от условий эксплуатации применяется две разновидности сальников:

·         Тип 1  -  без пыльника, предназначенные для предотвращения протечек масла;

·         Тип 2  - с пыльником, имеющие дополнительную защиту от пыли и грязи.

На манжетах с пыльником выполнен дополнительный выступ, который не допускает попадание пыли из внешней среды и также, как и манжеты без пыльника, не допускает протекание жидкости из-под уплотняемого вала.

В зависимости от типа исполнения, сальники подразделяются на:

·         Сальники с механически обработанной кромкой;

·         Сальники с формованной кромкой.

Определение типоразмера сальника по ГОСТ 8752-79

На отечественном рынке типоразмеры сальников определяются стандартами по ГОСТ 8752-79.

Условное обозначение сальников в соответствии с ГОСТ 8752-79 строится по следующей структуре:

T.I - d- D- R

·         T - тип манжеты

·         I -  исполнение манжеты

·         d - диаметр вала

·         D - наружный диаметр манжеты

·         R - тип резины

Зарубежные стандарты на сальники:

·         ISO 6194;

·         Германия - DIN 3760, 3761;

·         Япония - JIS B2402;

·         США - SAE J110b, J111b, J946c, J1002;

·         Швеция - SMS 2290, 2291.

Срок хранения сальников

Гарантийный срок хранения упакованных манжет - 3 года, для манжет высшей категории качества - 5 лет с момента изготовления.

Гарантийный срок хранения упакованных манжет и гарантийный срок эксплуатации манжет, смонтированных в узлах и агрегатах, суммарно не должен превышать 10 лет.

Несмотря на то, что сальники являются незаметными и невидимыми элементами автомобиля, их значение не может быть недооценено. Без сальников автомобильная техника столкнется с серьёзными проблемами, такими как утечка масла, повреждение или поломка деталей, выход из строя двигателя или трансмиссии. Поэтому важно следить за состоянием сальников и проводить их своевременную замену при необходимости.

В заключение, сальники играют важную роль в автомобиле, обеспечивая герметичность различных систем. Их правильная работа и состояние являются важными факторами для надёжной и безопасной эксплуатации автомобиля. Поэтому следует уделить внимание сальникам и придерживаться рекомендаций производителя по их эксплуатации и замене.

Другие статьи